ПАСХАЛЬНОЕ ЯЙЦО N1
“ ХРАМ ПОКРОВА на НЕРЛИ”
Посреди заливного
луга, при впадении реки Нерли в
Клязьму красуется белокаменная
церковь Покрова 1165 г., одно из самых
лирических творений древнерусских
зодчих. Вокруг - полный покоя и
поэзии луговой простор. Вольный
воздух, высокое небо, пышные травы -
и на взгорке, на берегу тихой
старицы - нежный силуэт древней
церкви. Издалека манит ее белый
наряд посреди древесных крон.
Изящество форм, грация силуэта,
резная декорация преодолевают
тяжесьб камня. Рельефы -
аркатурно-колончатый фриз, женские
маски, сюжетные группы -
складываются в целую систему,
декоративную и философскую.
Центральное место в ней
принадлежит библейскому царю
Давиду, чей образ связывается в
богословии с идеей Покрова -
покровительства Богоматери.
Во времена князя
Андрея Боголюбского, строителя
этой церкви, на Владимирской Руси
приобретает известность событие из
Византийской истории X в.: явление
Богоматери во Влахернском храме
Константинополя святым Андрею
Юродивому и Епифанию при нападении
на греков сарацин в день 1 октября -
"Влахернское чудо". Тогда же во
Владимире учреждается праздник
Всемилостивого Спаса и Пресвятой
Богородицы (1 августа). В Византии на
этот день приходилось празднование
Животворящего креста. Белокаменный
крест с высеченной на нем
"Похвалой кресту", стоявщий в
XII в. на пути к церкви Покрова,
хранится сейчас в Боголюбовском
храме. Все эти празднования -
"Влахернского чуда", Спаса и
Богородицы, Животворящего креста -
объединяет идея божественного
покровительства, которая со
временем оформилась в особый
праздник Покрова Богородицы.
"Житие князя Андрея Боголюбского" связывает строительство этой церкви еще с одним событием - гибелью от ран юного князя Изяслава Андреевича после похода 1164 г. в Волжскую Болгарию.
Церковь Покрова достойно венчает короткий, но исключительно плодотворный градостроительный период Андрея Боголюбского. Совершенная красота, таинственная глубина рельефов, мемориальный и церковно-исторический смысл - так много всего соединилось в этом небольшом, одиноко стоящем уже более восьми веков храме. Облик храма, такой законченный и цельный, первоначально был иным. Храм окружала галерея, а холм, на котором он стоит, был облицован белым камнем. Царственная ступенчатая церковь продолжала Боголюбовский замок и стольный Владимир, а пристань на оживленном речном пути обеспечивала князю могущество. Сейчас, спустя века, ничто не напоминает о политической злобе дня, лишь совершенная красота смягчает и трогает душу.
В настоящее время храм Покрова, как и прежде, приписан к Боголюбовскому монастырю; совместно используется музеем-заповедником и церковью; внесен в список мирового наследия ЮНЕСКО.
[На главную страницу] [Вперед]